Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается «за счет использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставления услуг тьютора, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий».
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В нашем филиале обучаются дети с ОВЗ и дети-инвалиды в следующих классах:
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | Всего уч-ся с ОВЗ | Дети — инвалиды |
1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | — | 1 | 12 | 3 |
В филиале созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе: наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Дети с ОВЗ занимаются по стандартным учебникам, пользуются теми же кабинетами и объектами для проведения практических занятий, спорта, средствами обучения, как и обучающиеся основной образовательной школы. | |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Не имеется | |
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Организация питания обучающихся осуществляется Учреждением на базе школьной столовой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям. Дети-инвалиды, и дети с ОВЗ питаются бесплатно. | |
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; | Применяются здоровьесберегающие технологии на уроках и в внеурочное время. Ведется постоянный контроль за состоянием здоровья ребенка во время пребывания в ОУ. Дети посещают кружки дополнительного образования | |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Ресурсы сети Интернет (ограниченные контент фильтрацией), ресурсы на CD носителях, ресурсы находящиеся во внутренней сети филиала. | |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым учащиеся имеют неограниченный доступ | |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Всем учащимся, осваивающим программы общего образования, предоставляется доступ к сети Интернет для образовательных целей при соблюдении требований педагогической целесообразности и безопасности. Технические средства для слабовидящих и слабо слышащих отсутствуют. |
Основные принципы инклюзивного образования:
по отношению к ребенку с ОВЗ – обучающемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения — адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – обучающимся инклюзивного класса: триединство ориентиров — на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия обучающихся; создание ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в воспитательно-образовательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе;
по отношению к общеобразовательному учреждению, реализующему инклюзивное образование детей с ОВЗ: адаптивность образовательного процесса, образовательной среды, учебно-методического комплекса; вариативность подходов, методов и форм социальной адаптации и реабилитации; командное взаимодействие педагогов, организующих процесс обучения и социализации, его психолого-педагогическое сопровождение; развитие толерантного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, сотрудничество с родительской общественностью; оптимизация финансово-экономического обеспечения процесса обучения и социализации.
Инклюзивное образование в 2017 году: что изменится в школах, необходимые документы — https://informatio.ru/news/education/middledu/inklyuzivnoe_obrazovanie_v_2017/