История села

IMG_2953Село Балыклей расположено на территории Инжавинского района, Тамбовской области в его юго-восточной части в долине реки Вороны на расстоянии приблизительно 650 метров от русла на возвышенности. Село Балыклей находится на левом берегу реки Вороны на ее восточном берегу по отношению к Инжавинскому району, на ровном водораздельном плато. Площадь с. Балыклей составляет 382,3 га. Село не страдает от половодий и других стихийных бедствий, но следует отметить, что бывают засушливые периоды. Говоря о транспортном положении села  и расстоянии от других населенных пунктах следует отметить, что с. Балыклей находится недалеко от районного центра Инжавино на расстоянии 18 километров, до областного центра г.Тамбова —  123 километра. Из с. Балыклей проложена дорога с твердым покрытием местного назначения, которая имеет выход на дорогу федерального значения городов Уварово, .Рассказово, Кирсанов, Тамбов. От с. Балыклей до города Уварово – 40 километров, до г.Кирсанов – 70 километров. Дорога с твердым покрытием от с.Балыклей ведет к железнодорожной станции Инжавино, которая  соединяется со следующими железнодорожными станциями: Уварово, Тамбов, Кирсанов, сейчас эта железная дорога используется только для товарных поездов.

До ближайших сельских поселений от с. Балыклей до села Карай-Салтыково – 7 км, Коноплянка – 2,5 км,  Красивка – 5-6 км, Инжавино – 18 км и до п. Юбилейный, который относится к Балыклейскому сельскому Совету, достаточно удален от с. Балыклея – расстояние 10,5 км. Все дороги, соединяющие с. Балыклей с другими населенными пунктами с твердым покрытием, следует отметить, что в зимнее время дороги достаточно проходимы. С населенным пунктом Коноплянка село  Балыклей соединяет грунтовая дорога с мостом. Мост получил название «Коноплянский» по одноименному названию. Река, через которую существует и действует этот мост, называется Балыклейка, которая впадает в реку Ворону. Село Балыклей и поселок  Инжавино соединял мост, который носил название «Народный». Это название существует с момента образования моста. Название это оправдывает его принадлежность. Издавна народ ходил пешком в Инжавино. Расстояние через мост от Балыклея до Инжавино 5 км., но теперь с созданием заповедника «Воронинский» мало кто из сельчан рискуют пойти коротким путем, лес  все более imag3eи более напоминает непроходимые дебри, восстанавливая свою первостепенную тишину и покой.  В весеннее время мост никогда не функционировал, так как из берегов выходит река Ворона и затопляет луга. Но в данный момент, по просьбам жителей, сельский совет все же решил восстановить пешеходное движение через лес и для этого через р. Ворону строится подвесной мост. Название Ворона, связана, скорее всего, с общепермским корнем «вор» — возвышенность, поросшая лесом.
В юго-восточной части села Балыклей находится озеро Итрог. Во время разлива длина озера достигает 480 метров, а ширина озера – около 100 м. Растет клевер, мать-и-мачеха, одуванчики, прибрежные водные растения, камыши, осока, малая росянка. Из воспоминаний старожила села Федотовой Пелагеи Алексеевны с 1910 года рождения:
«Итрог, как я помню, всегда был. Мы в нем купались целыми днями. На огородах пополем просо, картошку и купаться. Местами озеро глубокое и вода там холодная. Даже жарким летом он не пересыхал, но становился местами очень мелким. Старики говорили, что ключи в нем бьют, а вообще он наполняется талой водой. Воды много и в лесу, и на огородах, и на лугах вода. На лодках по полой воде от Балыклея до Инжавино плавали. Затем при советской власти его расширяли, чистили, запускали рыбу. Рыба там водилась всегда, и было ее много. Ловили  сетями, удочками, кто чем».

IMG_2974Природные условия населенного пункта Балыклей благоприятны для жизни и деятельности людей. Природа очень красива и обладает целебными силами, которые широко могут быть использованы для организации массового отдыха населения.
Сколько раз приходилось слышать вопрос: «С чего начинается Родина?» И все по-разному отвечали на этот вопрос. Но объединяло все ответы одно, — конечно же, со своей малой Родины, где родился, взрослел, учился, где пришла твоя первая любовь, где знают тебя с малых лет и где знаком каждый уголок, каждая тропинка.
На своей родной земле мы учимся делать первые робкие шаги,трудиться, любить, переносить первые трудности, встречать рассветы и провожать закаты. Ведь народной мудростьюнедаром подмечено, что дома и родные стены помогают. Это и дает человеку силы, уверенность в будущем. Мы очень любим свое село Балыклей. Оно очень большое, красивое. Наше село состоит из нескольких улиц, которые знакомы нам с раннего детства. У нашего села не только богатая история, но и красивые места.
Впервые о Балыклее упоминается в 1719 году. Сначала его называли с Архангельским, затем по одноименной речке – Балыклеем. (Слово «Балыклей» тюрского (татарского) происхождения и в переводе означает «Балык» — рыба, «Лей» — вода или «скопление рыб», «рыбная река»).
Позже Павел I подарил это село гофмаршалу Н.А. Толстому. При въезде в село стоял столб, на котором значилась табличка: «Село Балыклей – 946 ревизорских душ» (со слов старожила Кондратьева). По данной духовной епархии 1911 года в с. Балыклей насчитывалось 2481 мужчин, а женщин – 2500». Последней помещицей в селе была княгиня Шаховская, но она проживала в Пензе. В ее отсутствие имением заведовал немец или еврей – Герман, который жил в Барском доме, окруженного оградой из зарослей сирени. На помещичьей усадьбе находился станок для истязания крестьян розгами, применяемый очень часто для наказания и устрашения крестьян. Крестьяне с. Балыклей были дворцовыми крепостными, поэтому им не разрешалось брать замуж чужых девушек, и они не имели права отдавать своих в чужую деревню. Труд крепостных крестьян был ручной (коса, соха, серпы, цеп), 92% населения занималось сельским хозяйством, из них 76,2% крестьянских хозяйств было беднейшим. Жили в маленьких, низких домах, крытых соломой или камышом. Пол был земляным, на окнах (около 1,2%), вместо стекла были натянуты бычьи пузыри. Жители села также занимались пошивом одежды, ловлей рыбы. Некоторые жители села уходили на промыслы – Зарецкий С. Е., Дергузов Я.И., Дергузов В.И., Бородин Дм.В.
«Народ был низкорослый, малосильный, слабый, неспособный к продолжительному настойчивому труду. Смертность высокая: на 1000 человек – 40 умерших, большая часть детей. Причина вырождения в скудной пище…» — 1887 г., запись Карай — Салтыковского земского врача П.Ф.Богданова.
В 1850 годубарином Пенчевым, был построен кирпичный завод в районе реки Песковатка. Кирпич шел на строительство домов всех окрестных сел. Строительный материал — глина, бралась из карьера, находящегося между улиц на паже (непаши), ныне превращенного в огороды; песок привозили на лошадях с поля (местечко близ Гайской).Всю работу делали вручную. Глину месили ногами. Но господин Пенчев отличался особой жестокостью, поэтому простые мужики забили его до смерти палками у народного моста.
В 1736 году в селе был построен первый храм. Он полностью был построен из дерева.
До сих пор балыклейцы отмечают Два престольных праздника   – это главный праздник во имя Архистрата Михаила (8 ноября) и в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» (25 января). В приходе находилось три паровых мельницы: одна из них находилась на месте Степного болота. Построил мельницу — Зенков.И еще две мельницы — за улицей Чуксинка (ныне Смирновка) построили Четвертков И.И. и Бородин Н.И., а также в пользовании  церковного прихода были завод фруктовых вод, река Ворона, луга, лес.
В 1857 году на средства княгини Екатерины Любомирской из местного кирпича была возведена новая  церковь в центре села. Рядом с церковью расположилась  богадельня, где обучали ребятишек до 4–го класса,  в основном мальчиков. Затем построили земскую школу из красного кирпича. Поэтому в народе прижилось её название «Красная школа». Первыми учителями были Окороков Д.С. и Островский В.П.  В церкви села Балыклей служил священником
Архангельский Иван Николаевич — 1892 года рождения, уроженец села Черная Слобода, Шацкого района, Рязанской области. В 1934 году священнослужителя посадили в тюрьму, Решением Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО от 21 марта 1934 года осужден по ст. 58–10 УК РСФСР к 5 годам ИТЛ. Позднее он был реабилитирован постановлением прокуратуры Тамбовской области 28 апреля 1989 года. Но церковь долгое время была не востребована. И только спустя несколько лет,  здание было переоборудовано в ремонтную мастерскую.
Период времени 1901-1905 г. предшествовал величайшим событиям революционного движения. В селе была создана подпольная организация партии большевиков, которая вела агитационную работу среди крестьян. Партийную группу селян возглавлял Пронин Василий Емельянович.
В марте — апреле 1905 года беспорядки в имении возросли с новой силой. Произошло открытое восстание крестьян: разгромлена помещичья усадьба, сожжена мельница и барский дом. Крестьяне даже ездили в Петербург к княгине с требованием продать им всю землю, чего, разумеется, княгиня делать не хотела. Для усмирения были присланы казаки, два месяца продолжались допросы. Казаки злобствовали, сжигая дома и целые улицы.
История этих событий, из жизни наших земляков, широко освещалась и прессой, и перепиской между чиновниками.

ТЕЛЕГРАММА министра внутренних дел Дурново тамбовскому губернатору об охране имения княгини Шаховской от 7 марта 1905 г. Петербург — Тамбов

Прошу Вас принять самые решительные меры к тому, чтобы в имении Балыклей Кирсановского уезда княгини Шаховской была совершенно устранена опасность насилий со стороны крестьян против владелицы при посеве яровых хлебов и других полевых работах. Крестьяне на днях были в Петербурге и предъявили княгине требования продать им всю землю, чего княгиня не хочет. Необходимо при малейшей попытке распорядиться так, чтобы в той местности надолго никаких беспорядков не возникло. По исполнении благоволите уведомить. Подписал министр внутренних дел П.Дурново.Ф.4, оп.113, д.86, л.61.Копия. Рукопись. Дешифрованный текст.

26 мая 1906 года произошло столкновение крестьян со стражей. Служащий экономии княгини Шаховской некий Гаазе заметил в лесу балыклейских крестьян, которые рубили лес.По этому поводу снова были посланы депеши.

ТЕЛЕГРАММА губернатора кирсановскому уездному исправнику по поводу событий в с. Балыклее, 28 мая 1906 г. — Тамбов – Кирсанов.

Телеграфируйте дополняющие рапорт 760 сведения. Обнаруживаемая медленность вынудит заменить Вас более соответствующим представителем. Газеты полны подробностей, которые мне и теперь еще не донесены. Есть ли (в) Балыклее убитые. Губернатор Янушевич Ф.4. оп.113, д.86, л. 42. Автограф.

РАПОРТ — Кирсановского уездного исправника губернатору о порубке леса у помещицы Шаховской и о вооруженном столкновении крестьян с. Балыклей со стражей от 26 мая 1906 г. В дополнение к телеграмме об убитом балыклейском крестьянине имею честь донести Вашему превосходительству следующее: 24 мая служащий экономии кн. Шаховской – Гаазе заметил в лесу Шаховской четырех балыклейских крестьян, которые рубили лес. Он, Гаазе, сообщил об этой порубке балыклейскому уряднику Камышникову и конной страже, оставленной мною для охраны лугов Петрово-Соловово, находящимся между с. с. Коноплянкой и Балыклеем, которая в числе 10 человек во главе с урядником отправилась на место. Подъезжая к месту порубки, они заметили, что четыре крестьянина перевозили на лодке нарубленный лес через озеро, находящееся рядом с огородами крестьян с. Балыклея.
По распоряжению урядника Камышникова конной стражей были встречены со стороны Балыклея порубщики леса, двое из них бежали, а двое задержаны, но установить их имя, отчество и фамилии не представилось возможным, т.к. в это время в селениях Балыклее и Коноплянке был произведен набатный звон, посредством которого к месту, где были задержаны порубщики, быстро собралась толпа народа с оружием в руках (вилами, скрябками, тяпками, топорами) и стала нападать на стражу, из числа которой: Баранову был нанесен удар скрябкой, который попал по винтовке и отбил винт от затвора; Оводкову нанесена рана тяпкой по правой руке, и Саблину был нанесен удар колом по седлу так, что он едва удержался на лошади.
Стража, видя свою опасность, что крестьяне делают натиск, стали предупреждать разойтись, но толпа не слушала их, после чего они сделали из винтовок выстрел вверх, после этого толпа не только не разошлась, а еще более стала наступать на них.
Тогда уже стража, видя неминуемую опасность, произвела выстрел в толпу и ранила двух крестьян в ноги и девочку в живот. Стрельба произведена на расстоянии 50 сажен, после чего стража отъехала в более безопасное место и наблюдала за толпой, пока та не разошлась. Толпа не расходилась в течение 4-х часов. Нарубленный лес возвращен экономии кн. Шаховской. Кто именно ранен из крестьян – пока не установлено, девочка, получившая рану в живот, оказалась дочерью крестьянина с. Балыклея Леонтия Яковлева Житина. По заявлению Балыклейского волостного старшины, девочка была осмотрена врачом, который будто бы затрудняется утвердительно сказать, что рана получена от пули. Девочка 24 мая вечером умерла. На месте находится в настоящее время пристав 1-го стана, по получении от него донесения немедленно донесу подробно Вашему превосходительству. Уездный исправник Богданов. Ф.4. оп.113, д.86, л. 48. Подлинник. Рукопись.

Эти события, происшедшие в селе Балыклей,  нашли свои отклики и на страницах газет. «Русские ведомости» о расстреле крестьян в с. Балыклее, Кирсановского у., переписанное тамбовским губернатором № 138. «Русские ведомости» 22  1906 г.«… На имя члена Государственной думы Окунева из с. Балыклей, Кирсановского у., Тамбовской губ., прислана следующая телеграмма от 25 мая: «Вчера в 12 ч. Ночи конные стражники убили троих, из них одну девочку 7 лет. 21 человек ранен.
Просим объявить народной Думе для принятия мер к прекращению зверских поступков. Удостоверяется 315-ю лицами…» Ф.4. оп.113, д.86, л. 42. Автограф.

imag7eВ 1907 году крепостным крестьянам села Балыклей была дарована свобода.  Революцию 1917 года   село Балыклей встретило также как и вся страна. В селе были и красные, и белые.
По улицам села в 1919 году со стороны Ясачного Балыклей, из паревских лесов, в сторону Инжавина (где находился в то время красноармейский отряд) проходила дорога для белых отрядов – антоновцев.   Красная Армия занималась зачисткой деревень от банд, при этом страдало и мирное население, потому что не всегда разбирались, кто прав, кто виноват. Для нужд армии у крестьян изымалось продовольствие, лошади. Большинство руководителей губернии настаивало на ужесточении карательных мер. Отряды Антонова бесчинствовали по селам. Антоновцы проявляли жестокость по отношению к своим противникам, они убивали коммунистов, уничтожали средства связи, забирали из крестьянских хозяйств мужиков, лошадей, хлеб и даже подушки.
 Одина Пелагея Ивановна вспоминала: «Страшные картины встают в памяти. Часто крестьян расстреливали, вырезали на груди и спине звезды, выкалывали глаза, отрезали уши, вспарывали животы, забивали до смерти».   На местном кладбище села Балыклей находится братская могила, где захоронены жители, боровшиеся за установление Советской власти: Один И.Т. — милиционер, Поздняков Я.Н. — народный заседатель, Щербаков А.И. — первый комсомолец и вожатый, Можаров А.И. — агроном.
В 1929 году на территории села, крестьянские хозяйства объединились в 4 колхоза: улицы Серединка – Анновка образовали колхоз «Сдвиг», Красная улица – колхоз «им.Тельмана»; улицы Березовка и Кутырки составили колхоз им. Куйбышева; улица Смирновка – колхоз «Им.17 Партсъезда». Крестьяне сдавали весь свой хозяйственный инвентарь в колхозы. В хозяйствах были лошади, овцы,коровы, быки. Поля засевали  вручную. Жизнь в селе понемногу налаживалась.  В 1930 году начал работу клуб для сельской молодежи. Первым заведующим был Шароватов Федор Федорович.
А в 1933 году произошло объединение колхозов в один «Красная Победа», первым председателем объединенных колхозов был Четвертков Василий Сергеевич. Объединенный колхоз просуществовал до 1959 года.
В 1938 году на селе появился первый трактор ХТЗ. Им управлял первый тракторист села Четвертков Иван Михайлович 1912 года рождения. Это было не только великим событием для села, но и большой помощью, так как сельскохозяйственные угодья колхоза расширялись.
Но мирная жизнь селян была нарушена.  Великая Отечественная война разделила жизни балыклейцев, как впрочем, и всей страны, на предвоенный период, военный и послевоенный.  Многие балыклейцы добровольцами ушли на фронт. С нашего села не вернулись с поля боя 368 человек, 164 человека имеют правительственные награды, 2 наших земляка удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

В 1948 году в село пришло электричество. Первым электромонтером был Чечерин Николай Иванович. Источником света стал двигатель 3-30 с двигателем Н – Д- 24. На территории Балыклейского сельского совета в 1955 г. была организована ЛЗС – лесозащитная станция, которая производила работу по посадке лесозащитных полос и строительство прудов. ЛЗС потом была реорганизована в МТС и обслуживала колхозы Балыклейского, Марьевского, Ясачно-Балыклейского, Коноплянского, Николинского сельских советов. МТС существовала до октября 1957 года. На его месте была создана усадьба совхоза «Коноплянский» из бывших отделений Инжавинского совхоза.

IMG_2960Улицы в селе Балыклей раньше имели немного другое название, чем в настоящее время. Из очерка писателя К. Буковского: « Село Балыклей я помнил с детства. Я помнил и улицу Красную, и Серединку, и улицу Анновку, и Смирновку, и Лихачевку. Только сельцо Смирновка не называлась прежде сельцом Смирновкой, а называлась Чуксинкой. Улица Анновка была просто Вшивкой, Лихачевка так и носила прозвище «Лихачевки» — там жили  семьи чеченцев, у них водились кони, на них чеченцы лихо носились по селу.
На улице Красной жили маслобойщики. Село Балыклей было селом мельниц и маслобоек. Тут стучали толкачи, пыхтели локомобильные движки, пахло нечтью и керосином, и пахло еще сочащимся маслом, подсолнечным жмыхом. Тогда село Балыклей уже не славилось рыбой, как прежде (Балыклейка – это и есть «Рыбная река»), оно было только хлебным и подсолнечно-крупяным.
Чуксинку я тоже помнил. Там были мельницы и жило всего несколько фамилий: Бородины, Симоновы, Кондратьевы, Четвертковы – и что ни двор, то целый колхоз! Были дворы по тридцать и сорок членов семьи. Еду готовили снохи по очереди, каждая в свой день. За стол садились сначала мужчины. Потом старик — дед давал мужчинам «наряд»: «Ты, Иван, к лошадям. Ты, Степан, в лес, по дрова. Ты, Семен, на мельницу…». Раздаст «наряд», а сам оденется – и к Василию Емельяновичу в чайную. Бабы садились прясть. Девки за станы – набивали холсты. У каждого двора был свой кузнец, свой плотник, даже свой пастух, потому что держал такой двор ни мало, ни много по тридцать лошадей и по целому стаду коров, телят и овец. Было общее дворовое стадо, и был свой личный семейный скот. Если овца приносила ярку – ее держали для себя, а барашка пускали в общее дворовое стадо. Когда старик собирался на базар, решали всем двором, что кому покупать. Покупали поровну: если одной бабе платок – то и другой, если одному сыну сапоги – то и всем остальным по паре сапог.
Все это было «в старину», но и потом сельцо Смирновка все представлялось мне как бы десятью колхозами. У каждого колхоза — свой кузнец, свой плотник, свой пастух, свое общее и личное стадо и свой председатель, который дает «наряд», а потом уходит к Василию Емельяновичу в чайную. Только председатель этот очень уж крут и ни бабам, ни мужикам в своем колхозе спуску не дает.
IMG_3017Начиналась история Балыклея, однако, не со Смирновки, а с Серединки. Тут жила первая фамилия Самодуровых, которая потом разделилась так же, как и на Смирновке Симоновы, Четвертковы, Кондратьевы и Бородины. И было тут ольшаное болото, на котором село выстроило церковь.
И сельцо Березовка, и улица Косая, и сельцо Кутырки подселялись позже. Тогда уже были и Серединка, и улица Красная, и Чуксинка, и Вшивка, и Кресты, и даже Лихачевка. Не было только выселков: Кавказа, Чибизовки и Пыловки, но этих двух последних уже не было и теперь. Что касается Крестов, то на них-то как раз и стояла  чайная Василия Емельяновича Бородина, и тут же стояла его бакалейно-мануфактурная лавка.
Все это я помнил потому, что сын Василия Емельяновича Бородина, хромой Иван, учился у нас в селе в гимназии и стоял на квартире у моего деда – сапожника, у которого я жил. С Иваном-то я и увязывался иногда к нему, в Балыклей.
Теперь я входил в Балыклей со стороны Кутырок. Пока я шел, улица все расширялась, выравнивалась избами, вместо изб с двумя-тремя окнами в улицу стали попадаться избы и в четыре и в пять окон. Одновременно с тем запах табака стал убывать, количество табачных куч все уменьшаться, а вместо них возле изб и на огородах стали попадаться кучи ссохнувшегося лука.
Заметил я и появление цветов. В палисадниках на широких грядках цвели космеи и осенние астры. На изгородях вместо табака начались веселые колокольца повители.
Так я прошел Кутырки и вошел в Березовку. Потом свернул направо, на улицу Косую. Эта улица была беднее двух первых. На ней женщины сушили рядками кукурузный силос. Так прежде сушили у нас навоз.
Улица Косая все гнулась, гнулась, пока не вывела меня на Серединку. Серединка была вся белая и каменная.
Я не знал другого такого богатого и видного села, не говоря уже о степной, но даже и тут, в нашей приречной полосе, как Балыклей. Разве что Караул, но тот был и беднее и на косогоре. А этот – ровный, видный даже и без крылец, хотя теперь-то избы были и с крыльцами и даже с верандами. Богатое село!
Посередине села, на площади, там, где было прежде торфяное болото и где, выстроена  была церковь, помещалась теперь центральная усадьба совхоза. Я всю эту площадь, обнесенную улицами, обошел и зашел на совхозную усадьбу. Тут были школа, медпункт, почта, столовая, совхозная лавка, баня, и тут же,  на пустыре, заложено было здание большого совхозного клуба, к сожалению, заброшенное.
Отсюда я вышел к Крестам, перешел по гати через Балыклейку и двинулся по Смирновке. Широкая каменная Смирновка долго вела меня вдоль изб, пока не привела к  Кавказу. О Кавказах, я думаю, вы слышали. Их зовут еще «Капказами». Это – выселки на южных концах сел; и именно потому, что они южные, их так иронически и зовут. Балыклейский Кавказ стоял на месте. Он не переселился обратно в село, как степная полынная Пыловка и как болотная Чибизовка, а остался жить выселками и даже развел небольшие садики. Как и полагается Кавказу.
Я и обошел Кавказ. Но тут день кончился. Ноги у меня гудели. С утра прошел я, должно быть, километров тридцать, и надо было искать ночлег…».
IMG_2947Село Балыклей изменилось с тех пор, оно расширялось, и появились новые улицы – это Центральная и Молодежная, но по-прежнему наше село также  красиво.  
В 1963 году в селе Балыклей была открыта 7-летняя школа, позже преобразованная в восьмилетнюю школу. А в 1979 году было построено новое здание школы, которая была преобразована в среднюю общеобразовательную школу.
В 1967 году, когда директором совхоза был Хмыров Иван Андреевич, а парторгом Ефанкин А.Ф.  был разбит парк в центральной части села. Разработкой плана парка и посадкой деревьев, кустарников руководил  агроном с большим стажем работы, ветеран Великой отечественной войны, трудолюбивый, болеющий за свое дело человек Дудкин Виктор Иванович. Деревья сажали все: учителя и ученики тогда ещё Балыклейской 8-летней школы, фельдшер, клубные работники, простые труженики совхоза. И сейчас, спустя много лет, легко и свободно дышится в  парке – воздух чист и свеж.
ima5geНа территории парка  расположились здание сельского совета и здание нашей школы, здание сельского клуба, построенного в 1967 году, и в  1990 году  был открыт мемориал погибшим односельчанам,  не вернувшихся в родное село с фронтов Великой Отечественной войны.

В селе ни один праздник не проходит незамеченным. Организаторы культурной деятельности, а это работники клуба и школы, организуют различные концерты и выступления.
На современной территории села расположены: администрация Балыклейского сельского совета, школа,  почта, фельдшеро-акушерский пункт, сельская библиотека, Дом культуры, три магазина.
На землях бывшего совхоза «Коноплянский» ведут хозяйственную деятельность общества с ограниченной ответственностью «Мир», «Рассвет», «Надежда». В настоящее время в селе постоянную работу имеет только население, занятое в социальной сфере. Многие семьи работоспособного возраста занимаются только подсобным хозяйством ,  другие выезжают на работу в г. Москву и другие регионы России.
Наше  село  всегда славилось  великолепным парком, развитым сельским хозяйством, трудолюбивыми и мужественными людьми, которые  и вершили  историю своего села.

Один Василий Трофимович 1893 года  рождения – первый милиционер села Балыклей. Был убит кулаками в 1931 году.
Поздняков Яков Никитович родился в 1875 году в селе Балыклей на Красной улице. Был участником русско-японской, первой мировой войны 1914 года. После войны, в 1918 году, вернулся домой коммунистом.  Был назначен председателем волостного исполкома, который находился в то время в Карай-Салтыково. Проработав на этой должности несколько месяцев, он был назначен народным судьей волости.  Умер в 1935 году.
Кондратьев Иван Семенович родился в 1918 году в семье крестьянина-бедняка села Балыклей улица Смирновка. Вместе с отцом пахал на быках землю, вручную молотил зерно, зимой плел лапти. Иван Семенович окончил трехклассную сельскую школу. В 1934 году вступил в межколхозную комсомольскую организацию, которая состояла из семи человек. Он был зверски убит злостными врагами Советской власти. Они обкрадывали колхозную кладовую, а Иван Семенович увидел их (он в это ранее утро шел на занятия в Карай-Салтыково), и  крикнул. Но их было много, и они справились с ним легко. Убили и бросили в колодец. Так погиб комсомолец первой комсомольской организации нашего села.
Желтоухов  Илья Семенович родился в 1890 году в селе Балыклей в Анновке. Рос в многодетной семье бедняка. В 1909 году был призван в царскую армию, где прослужил до 1916 года, а потом перешел на сторону Красной Армии. В 1917 году вызвали Желтоухова Илью Семеновича в Тамбовский губком, где он был  назначен командиром взвода в Тамбове. После учебы направлен в село Балыклей. Забит плетьми до смерти бандой Антонова.
Щербаков Алексей Никитович родился в 1904 году в селе Карай-Салтыки Инжавинского района Тамбовской области в семье бедного крестьянина.
В 1919 году Алексей Никитович вступает в ряды РКСМ. В 1920 году его от ячейки направляют учиться на курсы комсомольских работников в Кирсанов. После учебы он получает направление в Балыклейскую школу. В школе Алексей Никитович работал пионервожатым. Организовать первый пионерский отряд оказалось не так легко. Но  все-таки он был создан. Ходили на речку, жгли костер, пекли картошку и думали над тем, как помочь людям, как помочь первому колхозу.
Дудкин Виктор Иванович, ветеран Великой Отечественной войны, главный агроном совхоза, большой души человек, постоянно посещает нашу школу, присутствует на всех часах «Мужества», является членом школьного краеведческого музея. Виктор Иванович Дудкин награжден орденом «Отечественной войны II степени», «Медалью за отвагу», «Медалью за Победу 1941-1945 гг.», орденом «Отечественной войны I степени».
Нечаев Сергей Иванович, ветеран ВОВ — участник Сталинградской битвы, был частым гостем в школе, умер в 2006 году. Из воспоминаний С.И. Нечаева: «Эта была кровавая, великая битва. Все кругом пылало и горело. Облака черного густого дыма постоянно висели над нами. Многие мои друзья погибли, других отправляли в госпиталь.  Бои не прекращались  ни ночью, ни днем. Город защищали все и стар, и млад».
Житин Иван Никифорович, воевал на 1 Украинском фронте в 176-ой легкой прорывной артиллерии.  Сражался в боях за Вену, Будапешт, брал Берлин. Побывал и в тяжелых боях за Австрию, Чехословакию. Вместе с однополчанами, плечо о плечо, сражался с фашистами в Германии.
Саликов Василий Михайлович – ветеран ВОВ, участник Ленинградской битвы. Имеет  награды: медаль «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией», орден Отечественной войны II  степени, памятная медаль, посвященная 300-летию Петербурга (Ленинграда).
Многие наши земляки воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но дома их ждали любимые жены, дети, которые ковали Победу своим трудом в тылу. Это Житина Анна Павловна, Поляк Раиса Максимовна, Пронина Анна Ивановна, Пронина Пелагея Николаевна и многие, многие другие.
Проработала  более 40 лет (с 1951 г. по 1993г) в родном селе фельдшер-акушер Самошкина Мария Ивановна 1929 года рождения, через руки которой от самого рождения прошло почти все население села. Её имя хорошо известно каждому балыклейцу. 
Дудкина Валентина Васильевна,  фельдшер-акушер, работает в должности заведующей медпунктом с 1973 года. Она спешит на помощь и ночью, и днём. Всего в жизни она добилась сама  — всегда много трудилась и училась. Жизнь наградила её профессионализмом, большим уважением всех жителей нашего большого села. 
Мы гордимся своими земляками, совершавшие в мирное время свои трудовые подвиги — знатным комбайнером Субботиным М.Г., механизатором Бородиным Д.Д., дояркой Симоновой Т.С., шофером Бородиным В.И. и многими, многими другими односельчанами.
В нашем селе проживала  мать-героиня Самодурова Вера Ивановна, родившая и воспитавшая 12 человек детей, награжденная 3 медалями Материнства, 3 орденами Материнская Слава и золотой Звездой «Мать-героиня». К тому же она проработала в совхозе «Коноплянский» более 35 лет дояркой, неоднократно премировалась и награждалась Почетными грамотами, памятными призами, знаком «Победитель социалистического соревнования», постоянно была в числе передовиков сельского хозяйства.
Искренние слова благодарности для ветеранов педагогического труда, воспитавшие  не одно поколение юных балыклейцев – Свиридова Мария Васильевна, Степанова Мария Алексеевна, Шароватова Антонина Николаевна, Шароватова Алла Михайловна, Позднякова Анастасия Григорьевна. Высочайший профессионализм, энциклопедизм, чувство юмора, мудрость научная и житейская, блестящие ораторские способности всегда служили украшением их общения с учащимися, родителями и коллегами по работе.
         И вот ведь как устроена жизнь: история села тесно связана с историей нашей области, с историей страны и  с движением времени. Время смещает и сглаживает многие исторические факты, что-то забывается, а что-то передается по наследству. В истории села было все, село было неотделимо от «политических и духовных борений по всей России». Но в его людях, истории – часть нашей великой Отчизны.  И это наследие наших отцов, дедов мы сохраняем и дорожим им.
Верим, что и через многие годы нам захочется вспомнить то важное, что было связано с историей нашей малой Родины.